Дарья Иукканен:
«Не должно быть тем, которые нельзя трогать, но есть темы, к которым надо осторожно подходить»
В мае–июне 2023 г. резидентом Арткоммуналки была художник-керамист Дарья Иукканен из Санкт-Петербурга. Беседуем с Дарьей о проекте, который она на тот момент создавала в Коломне, и, как всегда, об искусстве вообще.
– Дарья, расскажите, как родился проект.
– Проект называется «Большая прогулка». Это городская игра, она состоит из буклета и керамических табличек, которые будут размещены на улицах Коломны. При помощи буклета и загадок из него можно разгадать адреса, прийти в эти места, найти таблички и таким образом собрать все заданные точки и что-то узнать об истории города, потому что все загадки будут связаны с местом и будут исторически обоснованы. Таблички, которые спрятаны, – это будут слова. Каждое слово – либо мёртвое, либо практически вышедшее из употребления, и оно тоже будет связано с местом.
– Вы к домам будете крепить таблички?
– Не совсем к домам. Потому что это такой спорный момент: не хочется связываться с историческим наследием, но в то же время хочется сделать проект в исторической части. Поэтому дощечки крепятся на щиты, которыми люди закрывают окна заброшенных домов или продающихся, или с разбитыми окнами. Мне кажется, это не будет никак нарушать облик зданий и портить их. Это такая серая зона.
– А дом продадут – новые хозяева табличку… Жалко же!
– Да, такое может быть. Но это особенность уличного искусства: всё, что помещается в городское пространство, начинает принадлежать уже не автору, а городу, людям, и они могут что-то с этим делать, как-то взаимодействовать – разрушить или оставить, законсервировать.
– Или дополнить.
– Или дополнить!
– Как пришла идея такого проекта?
– Я очень городской житель. Всю жизнь живу в городе: в Петербурге, немножко в Москве, Ликино-Дулёве. И взаимодействие с городом и вообще тема города занимает у меня большое место в творчестве. Давно хотела сделать что-то такое интерактивное, не просто про город, а чтобы это предполагало взаимодействие, чтобы зритель мог войти в проект и взаимодействовать активно, не просто смотреть. Т.е. это очень большое вовлечение. Я сама участвовала в разных городских играх: есть игры разные на городское ориентирование, я участвовала в «Бегущем городе» в Санкт-Петербурге, мне очень понравилось. И в Коломне проходила игра «Следопыт» такого же формата: есть адреса и иногда есть загадки, очень сложные, как правило, и надо пройти по точкам и что-то собрать, например, посчитать количество окон в каком-то доме. Люди собирают эти контрольные пункты, и кто первый – тот и молодец. У меня в проекте нет этого временного аспекта, мне хотелось сделать что-то для вольногуляющих, для людей, у которых есть свободный час–два.
– Такая самостоятельная экскурсия по городу с элементами игры.
– Да
– Опыт был создания чего-то похожего?
– Я делала этой весной проект в Сортавале – это Карелия, город очень маленький, и там делать было проще, потому что город компактный и мало о чём можно рассказать, каких-то объектов исторических очень мало. В Коломне, конечно, сложнее, потому что очень много интересных домов, очень богатая история, хорошо описана, хорошо изучена, и очень много что сохранилось. Есть старые города, где сохранилось очень мало, а тут глаза разбегаются.
– По предыдущему проекту есть какой-то отклик? Вы видите реакцию людей?
– Да. Некоторые люди мне пишут, находят во ВКонтакте. На почту мне пишут и говорят: «Спасибо, здорово! Мы классно поиграли!»
Ловитва и мимозыря
– При подготовке коломенского проекта вы общались с людьми на улицах…
– Я выбирала слова для игры, которые будут спрятаны, искала их в словарях, где была пометка «устаревшее». Я их выписывала, смотрела, нравится мне слово или не нравится. Но так как я опиралась только на свой опыт, своё знание языка и на словарь, этого мне показалось мало. Чтобы проверить, насколько слово известно, насколько оно устарело (может быть, настолько, что его вообще никто не знает!), я пошла на улицу, чтобы пообщаться с людьми и получить отклик об этих словах. Как люди их воспринимают? Может, они видят какой-то подтекст, которого мне бы хотелось избежать? И я спрашивала людей, которые просто гуляли или сидели на лавочках в старом городе, знают ли люди значение этих слов (у меня был список, там было около 20 слов). Мне либо отвечали, что знают, либо предполагали, что это слово может значить. И какие-то слова у меня отпали, потому что их никто не знает.
– Может, наоборот интереснее было бы: пусть люди узнают новое для себя!
– Когда вообще ни один человек не сказал, что знает это слово и даже близко не может догадаться… Я спрашивала и взрослых и совсем юных…
– А спрашивали, туристы это или коломенцы? Или это было неважно?
– Я не спрашивала, но некоторые сами говорили: мы в Коломне живём всю жизнь, наверное, это слово из какого-то другого региона, мы ни разу не слышали. Или женщина одна сказала, что она из Перми, но давно уже переехала, здесь живёт. В Перми она слышала это слово, а здесь оно ей не встречалось. Слово «примус» почти все знали. Слово «юдоль» только один человек знал.
– Плохо в школе учили стихи))
– Я тоже удивлена была)) Слово «ловитва» никто не знал. А это «охота». Или слово «мимозыря».
– Это как-то на уровне ощущения понятно: глядя мимо…
– А почти никто не угадал. Это «зевака» на самом деле! Какие-то слова люди не знали, но угадывали. Всем это очень понравилось – это такая игра, занимает пять минут, и все очень положительно реагировали. Надеюсь, что и таблички будут восприняты позитивно. Я пока искала места для них, встретила толпу подростков, возраст в диапазоне 16–20 лет. Их от колледжа отправили в подобное путешествие: надо было найти контрольные точки и что-то отметить. Они были такие несчастные, потому что их насильно от колледжа погнали, сказали: вы должны играть. И они ходили, жаркое такое было утро, вид у них был такой несчастный… Надеюсь, с моим проектом не так будет))
Это одна часть проекта. Пока я была в Коломне, родилась ещё одна часть, которая будет выставлена в выставочном зале Арткоммуналки. Это карта, которая сделана из глины, и её можно собирать и разбирать, как пазл. И можно собрать её правильно, можно неправильно – и это тоже способ познания города. Карты мы сейчас редко встречаем в бумажном виде, обычно все пользуются картами в телефоне. Но там нет такого… взгляда цельного, это всегда фрагмент. Мне было очень тяжело достать карту: почему-то их нигде не продают, только в визит-центрах. В газетных киосках и магазинах книжных на меня смотрели удивлённо и говорили: «Нет, вы что, девушка, карт у нас уже давно не бывает, не уверены вообще, что их печатают, может, вот только атлас автомобильный где-то завалялся. Отпала в них необходимость». Но в них есть какая-то ограниченность… отстранённость…
– Может, общий взгляд, общее представление?
– …Обобщённость. Ещё я привыкла в карте в телефоне ставить режим спутника, так что я могу видеть фотографию сверху, на которой видны деревья и дома. А тут всё сведено к схеме, к обобщению сухому. Моя карта будет примерно такой, на ней будут надписи, она будет плоская.
– Она останется в Арткоммуналке?
– На месяц тут точно, а дальше не знаю. Ещё будет рассказ небольшой, такие путевые заметки, они пойдут по стене в выставочном зале. Это называется «Маленькая прогулка».
– А цель вашего проекта? Такая глобальная? Что-то такое «над»…
– Глобально – наверное, предложить людям новый способ взаимодействия с миром, с городом, со словами. Меня очень интересуют слова! У меня в любом проекте появляются слова, даже если я рисую картинку, они потом туда каким-то образом всё равно пролезают! Я над этим не властна. Здесь я предлагаю посмотреть на устаревшие слова, которые почти ушли. Это удивительно, что у слов есть жизнь! Вот они рождаются, становятся модными или наоборот долго живут малоупотребимыми, так сохраняются долгое время… Какие-то исчезают или заменяются чем-то другим. Или само понятие ушло и ушло с ним слово – это любопытно, как язык трансформируется! Сейчас столько говорят про язык, что надо его сохранять почему-то в каком-то законсервированном виде, ни в коем случае нельзя допускать его изменений… это странно. Я вижу, что такой консерватизм в этой сфере очень довлеет над языком.
– Вы же тоже, получается, с точки зрения консервативной смотрите? Вы же старые слова ищете, а не новые!
– Да. Но это нормально. Я показываю: вот они были – а вот их не стало. И слова, которыми мы сегодня пользуемся, может, тоже когда-то уйдут или изменятся, ничего ужасного в этом нет.
– А эти слова как будут связаны с теми местами, где будут располагаться?
– Например, у меня есть слово «ярмонка», это предыдущая версия слова «ярмарка». Оно расположено рядом с площадью, которая раньше была главной торговой площадью города, и рядом находится лавка старьёвщика – тоже такой ориентир, который будет использован в загадке. Лавка старьёвщика тоже ведь связана с торговлей. Иногда будет не прямая, косвенная связь с объектом, потому что сложно найти окна с щитами, их ограниченное количество, и получается, надо связывать три вещи между собой: слово (его смысл), место, где это находится, и загадка. Загадку придумываю не я. Я, как правило, беру цитаты из литературы: какие-то воспоминания, документы и т.д.
Колючая Коломна
– Нынешняя резиденция – это первая ваша встреча с Коломной? После вашего приезда сам город изменил что-то в вашем проекте?
– Встреча не первая. Когда я приехала, у меня была только идея: хочу делать игру. А что будет в ней, о чём она будет, на чём будет строиться – это всё появилось уже здесь. Мне понравилась идея, что люди оживляют старину, обращаются к ней. Это сделано умышленно и очень часто хорошо сделано. Именно здесь, в Коломне: много музеев, много проектов, люди делают вывески для своих кафе в дореволюционном духе – очень здорово! И мне тоже захотелось сделать что-то про старину. Наверное, с этим тоже связан выбор слов, которые ушли.
– Вы говорили, что вы человек городской. Вы можете назвать себя урбанистом?
– Скорее нет. Я – житель, пользователь города, но не человек, который его трансформирует, меняет сам город.
– Разве ваши таблички не изменят город? Понятно, что не в глобальном смысле, но что-то новое они внесут…
– Мне кажется, урбанист – это более глубокое взаимодействие с городом, когда мы строим город. А тут мы что-то такое над ним надстраиваем. Не знаю… Вопрос терминологии.
– Тогда как бы вы определили свои отношения с городом? Вы сказали: пользователь. Но это как-то… грубо… как потребитель. А вы же творец, вы не потребитель!
– Я житель города. Горожанин.
– Каждый день одним маршрутом, не глядя по сторонам…
– Почему?! В городе как раз можно разными маршрутами пойти!
– Большинство жителей городов, особенно больших, именно так.
– А как же наслаждаться городом? Смотреть? Искать в нём какую-то красоту?! Я люблю город, мне нравится город – машины, дороги, промзоны, вообще всё!
– А есть ли в городе что-то ужасное? Для вас неприемлемое?
– Идёшь – и люк открытый, и не стоит ничего. Это не очень!.. В Коломне, кстати, много шипов, каких-то острых предметов. Например, есть мемориальная табличка, а на ней терновый венок, он выпуклый, с шипами, прямо на уровне лица человеческого. Если неудачно упасть – можно прям на него. Это на улице Лажечникова. А там, где управление МВД, стоит такой заборчик с шипами, они на уровне колена.
– Это вы замечаете или успели приложиться?
– К счастью, только глазом – заметила! Ещё есть колючая проволока, которая висит на уровне головы. Как-то очень много этого я нашла! Это очень странно.
– Колючий город Коломна в вашем представлении, неприветливый? Или как роза: вот тебе цветок, вот тебе шипы?
– Нет, нормальный город, но осторожным надо быть с шипами, смотреть по сторонам! Такая вот особенность города.
«Художник занимается производством идеи, а не красивых вещей»
– Как художник вы себя как позиционируете?
– Я художник современного искусства. Я действую в контексте современного искусства и опираюсь на историю искусства 20–21 веков. Этого достаточно, мне кажется, чтобы быть художником совриска.
– А что для вас искусство?
– Способ взаимодействия с миром. Один из способов взаимодействия.
– Должно ли искусство быть социальным?
– Оно может. Искусство ничего никому не должно. Оно может быть социальным, может не быть социальным.
– Ваше искусство какое?
– В нём можно увидеть социальное, если захотеть. Это очень зависит от зрителя – с каким человек подходит посылом. Каждый видит очень своё. И никогда не залезешь в голову зрителя, не поймёшь, что он думает. У меня есть немножко критические проекты, тоже про город, кстати, – про сосульки, но откровенно социального, чисто социального нет. Мне нравится шутить и мне нравится играть. И поэтому в любом случае получается несколько слоёв: можно увидеть в этом шутку, можно увидеть в этом что-то серьёзное – это зависит от зрителя.
– Как вам кажется, массовый зритель способен воспринимать современное искусство? Адекватно?
– Конечно. Вопрос в терминологии: что такое адекватно и что такое массовый зритель. Кто этот массовый зритель? Это же очень разные люди. Очень!
– Например, те люди, что будут просто ходить по городу и видеть ваши таблички. Потому что понятно, что в Арткоммуналку придёт зритель подготовленный или как минимум, заинтересованный. А вот «уличный» зритель?
– Я надеюсь, что людей порадуют какие-то яркие предметы, кто-то из них, возможно, заинтересуется, что это значит: если они не будут совсем знать это слово, они смогут погуглить и найти его. Может, заинтересуются, что же это вообще такое, что за проект, и поиграть в мою игру. Но я надеюсь, что никто не обидится.
– Как бы вы тогда описали современное искусство? В чём его отличие от искусства от того, что было 50, 100 лет назад?
– Особенно ничем не отличается. 100 лет назад – 1923 год… ничем не отличается.
– Потому что тоже эпоха перемен?
– Как раз появилась идея концептуального искусства: «Фонтан» Дюшана, «Квадрат» Малевича… В принципе, мы продолжаем быть в этом временном отрезке, если делить искусствоведчески.
– Тогда опишите этот временной отрезок по сравнению с тем, что было 200 лет назад.
– Идея важнее ремесла. Наверное, так. Художник занимается производством идеи, а не производством красивых вещей. Хотя мне кажется очень важным, чтобы вещи были красивыми и приятными. Но если в них нет идеи, то это просто красивая вещь, это не совсем искусство.
– Так массовый зритель понимает идеи современного искусства?
– Смотря какие. Бывают очень сложные, заумные, где надо очень много знать, чтобы что-то понять. А бывают понятные. А бывает, что человек хорошо, тонко чувствует и может понять, даже не обладая каким-то багажом знаний, насмотренностью – просто чувствует и понимает, о чём это.
– Мне почему-то кажется, что массовому зрителю банан, прилепленный к стене, несколько странен. Нет?
– Но это же провокация! Это же такая подковырка! Массовый зритель тоже чувствует, что это какая-то хрень, чувствует провокацию, ведётся на неё.
– У такой провокации должен быть какой-то смысл, глубинный?
– Необязательно. Он может быть и может не быть. Каттелан – он же вообще такой провокатор. В этом и смысл, что мы шутим над рынком, над безумно дорогими вещами, над тем, что всё это превратилось… что искусство у нас стало рынком, ярмаркой. Можно вот так пошутить.
– А как вы относитесь к хайпу в искусстве и делаете ли различия между хайпом и провокацией?
– Это вещи близкие, но есть тонкая разница. Провокация может быть тонкой, интеллектуальной. А хайп – это… вот банан – он хайповый, вызывает большой резонанс. Мне кажется, что хайп – это частный случай провокации, и он менее тонкий, рассчитан на более быструю реакцию. Это может быть, но мне лично это не очень близко. Хотя иногда бывают смешные вещи, и я с радостью смотрю, как кто-то что-то сделал – и всех бомбануло. Это забавно.
– В современном искусстве для вас есть какие-то авторитеты, ориентиры?
Мне очень нравится Эрик Булатов. (Художники, которые мне нравятся – у них совершенно другие работы, не похожие на то, что я делаю.) Джозеф Кошут нравится. Очень нравится, что делает Павел Отдельнов, у него как раз и красивая очень форма, и интересная идея. Нравится, что делают АЕС+Ф – у них есть такая провокация, но достаточно тонкая.
«Я не делаю личные работы»
– Вы себя когда художником ощутили? Помните?
– Сложный вопрос, потому что я занимаюсь искусством 10 лет, но чувствую себя полноценным художником, наверное, года 3–4. Потому что одно дело – что-то делать, а другое – чувствовать себя художником, не ремесленником, не керамистом. Разница между ремесленником и художником заключается в придумывании нового способа взаимодействия, новых путей. Для меня.
– То есть идти проторённой дорогой значит быть ремесленником?
– Да, это какое-то воспроизводство. Это не плохо, это нормально.
– Значительная часть великих художников прошлого не попадёт таким образом в ремесленники?
– Почему? Они много делали изобретений, много новых путей находили. Многие из тех, кого мы сейчас считаем великими, что-то придумали, чего до них никто не делал. И в этом и есть их великость.
– А что у вас есть такое, что прям ваше-ваше?
– Сложный вопрос. Пусть искусствоведы потом об этом скажут! Я придумываю идеи, ходы интересные.
– Вы надеетесь изменить этим мир к лучшему или ваше творчество – просто ваше самовыражение, и вам всё равно, как мир на это отзовётся?
– Нет, мне очень важно, как зрители воспринимают. Это меня волнует. Я всегда стараюсь сделать понятно и красиво… И, конечно, когда люди смотрят, понимают, им нравится – это, я надеюсь, что-то меняет в них, а люди уже меняют мир дальше. Хочется немного изменить мир к лучшему. Конечно, моё влияние – такое малое, это капля. Но если все будут что-то делать для улучшения, то мир изменится. К лучшему.
– Как вы относитесь к самоцензуре художника? Она должна быть?
– Это непросто… С одной стороны, не должно быть тем, которые нельзя трогать. Если у нас есть табу на что-то, то ничего хорошего из этого, мне кажется, не выйдет. Но есть какие-то темы, к которым надо осторожно подходить. Т.е. нельзя делать всё что угодно на какую-то тему, надо делать это очень деликатно. И в выборе средств самоцензура должна быть. А в выборе тем, мне кажется, её не должно быть. Но это тяжело сейчас.
– Для вас есть такая табуированная тема, где вы будете на цыпочках ходить?
– Я не делаю личные работы. Один раз я сделала, и мне не понравилось: это какой-то эксгибиционизм, вываливание – вот, смотрите на мою историю!.. Не знаю…
– Но многие художники говорят: зритель нам вообще не нужен, мы переживаем свои травмы, самовыражаемся…
– Это их право. Я не против. Мне иногда, как зрителю, очень нравится смотреть на такие работы, но сама я делать их не готова. Мне хочется создавать что-то для зрителя, и эта повёрнутость к нему… мне тяжело что-то личное вносить умышленно (потому что личное всё равно накладывает какой-то отпечаток на работу). Да, многие темы я вообще никогда не беру. Например, тему болезни. Потому что, с одной стороны, мне это не близко, с другой стороны, это тоже сложная тема, на неё надо как-то вдумчиво высказываться. затем на грани у меня было несколько работ про цензуру. И тут тоже надо теперь осторожно… Кстати, такая самоцензура, когда ты думаешь, какую работу сделать, потому что возьмут её куда-то выставлять или нет, – это цензура, которая происходит внутри тебя, в голове, незаметно.
– Я-то имела в виду, скорее, то, что идёт из души, из сердца: это для меня табу, потому что это для меня…
– Святое? Нет, таких тем у меня нет. Какие-то темы я не беру просто потому, что не вижу себя в них, нет интереса к ним.
Палитра возможностей
– Дарья, почему вы выбрали керамику?
– Так сложилось. Я ходила в кружок в школе. Мы там лепили какие-то листики, дымковскую игрушку… И когда уже близился 11 класс, моя учительница сказала мне: «А не хочешь ли ты поступить в вуз на керамиста?» Я вообще не поверила, что такое бывает, потому что родители у меня предприниматели, у них обычные профессии, и я думала, что в вузах такому не могут учить, там учат нормальным вещам: экономист, лингвист и всякие другие нормальные профессии. А учительница мне: «Бывает!» И мы сходили и посмотрели на кафедру декоративно-прикладного искусства. И так я поступила. Мне очень нравится! Керамика сейчас какой-то расцвет переживает, очень много керамистов появилось.
– Чем вас этот материал привлекает?
– Он универсальный. Можно что угодно сделать. Он очень разный. Можно сделать графику, можно сделать живопись, скульптуру, архитектурные вещи, выставочные объекты, уличные объекты – что угодно! И маленькое, и огромное, интерактивное и наоборот суперхрупкое, что можно только под стеклянным колпаком выставлять. Он очень разный, этим и хорош! Есть грубый шамот, а есть фарфор суперделикатный, прозрачный практически…
– Вы с чем больше любите работать?
– Я работаю с плоскими вещами, а какой материал – это уже не так важно. Я делаю плоские вещи со словами, как-то так получается. Шамот мне нравится, и красная глина мне нравится, и белая, и фарфор – всё нравится!
– Это ощущения тактильные или какие-то другие?
– Другие. Наверное, больше визуальные и ощущение, что может получиться, потенциал этого материала. Каждый из этих материалов разный, они очень разные по своим возможностям, по тому, как они себя ведут и под пальцами, и на выходе, и в сушке, и в обжиге. У них разные браки даже получаются. Что бывает с одним, не бывает совсем с другим материалом. Мне нравится разнообразие. Я работала и на фарфоровом заводе, и делала костровые обжиги в яме – эта палитра возможностей, это