Нина Бисярина:
«В мире много и хорошего и плохого. Вопрос, куда ты смотришь»
В сентябре 2024 года резидентом Арткоммуналки была Ниня Бисярина – режиссёр, художник-постановщик из Екатеринбурга. Наша беседа с Ниной состоялась, когда её творческий проект «Моя бабушка – русалка?» был в самом разгаре.
Нина, расскажите про свой проект: как он родился, откуда идея появилась, как развивался, если он как-то развивался, на каком вы сейчас этапе.
Проект называется «Моя бабушка – русалка». Для выставки мы поставили ещё вопросительный знак в конце предложения: «Моя бабушка – русалка?». Это проект анимационного фильма, изначально я планировала его делать как детский мультфильм. То есть была только история (которая сейчас осталась внутри) девочки, которая ходит с бабушкой в бассейн и замечает, что бабушка очень напоминает ей русалку в некоторые моменты. Она проводит мини-расследование и понимает, что права. Но впоследствии проект немного изменился. Скорее всего, это связано с тем, что моя бабушка умерла. Она была очень близким мне человеком, я росла с бабушкой, с дедушкой. У меня всё хорошо с родителями, это просто вышло так: у родителей не было места, где жить, потом была комната, но я уже привыкла; мы встречались каждый день с родителями, но всё равно большую часть времени я проводила с бабушкой, с дедушкой в их квартире. Естественно, бабушка меня очень баловала. У нас была такая тесная связь. Мы ездили на отдых вместе, бабушка могла себе это позволить, поскольку она была преподавателем, и лето было свободным. Хотя она болела, и мы знали, что это случится, но всё равно тяжело переносится, когда кто-то из близких уходит… И поэтому эта история стала обрастать ещё взрослой частью – как мы переживаем уход наших близких. То, что будет в фильме, – это не моя личная история, напрямую взятая, это какие-то её отголоски, то есть в моей жизни не было истории с бассейном…
Откуда он взялся тогда? Почему бассейн? Почему русалка?
Просто придумался, просто фантазия. Там внутри есть история про то, почему девочка с бабушкой ходят в бассейн: бабушка хочет научить девочку плавать, потому что та тонула в фонтане летом. Это документальная часть истории – я правда тонула. Но мы не ходили в бассейн, мы просто ходили на море.
Как вам помогло-то, в фонтане-то?
Я была очень маленькая, играла на бортике, бабушка отвлеклась, и в этот момент я за чем-то потянулась… Слава богу, быстро заметили, успели достать, всё хорошо. Это не говорит о бабушке ничего плохого, просто так случилось. В общем, есть какие-то документальные составляющие истории, но в целом это не история про мою бабушку и про меня в детстве и про меня взрослую, хотя и основано на каком-то личном опыте.
В этом проекте я решила новую для меня технологию мультфильма использовать – плоскую кукольную анимацию. Поэтому сейчас я здесь делаю эскизы.
Я, кстати, хотела спросить: сейчас все предпочитают делать всё на компьютере, а вы решили вручную, почему?
Когда долго делаешь на компьютере, устаёшь, хочется поделать что-то руками. Это же как будто игра в куклы, но только никто тебе ничего плохого не скажет! С другой стороны, проект для меня в какой-то степени новый (именно для меня, потому что в технологии нет ничего нового), потому что я решила его собирать по частям: сценарий я написала в Переделкине, в резиденции писательской, здесь я сейчас работаю над эскизами. И поскольку мой проект независимый, у меня нет сроков, я могу позволить себе вот такие игры с материалом. Потому что когда у тебя поставлены сроки жёсткие, какие-то есть условия, то ты, выбирая технологию, иногда идёшь на компромисс, чтобы уложиться во время. А сейчас мне не нужно идти на компромисс.
У вас уже были подобного рода проекты?
Да. В 2004 году я окончила институт и сразу же запустилась с первым фильмом, то есть с 2005 года работаю в анимации. Чаще всего я делаю рисованное кино, сначала – рисованное прямо на кальке, а сейчас – чаще рисованное на планшете. Хотя технологически это отличается только тем, что у тебя нет стопки кальки, остальное, по сути, то же самое: каждую картинку руками рисуешь, независимо от того, на кальке или на компьютере. Просто не надо с собой возить много кальки, и ты становишься более мобильным. Я никогда не работала именно в материале таком объёмном, не было такого опыта. Я делала перекладку, это похоже немножко, но только я делала её на компьютере. Перекладка – это когда куколки собираются, но собираются по частям, то есть ручки и ножки отдельно, они относительно друг друга двигаются. А здесь я, поскольку меня никто не останавливает, решила соединить рисованную анимацию и кукольную, потому что фазы движения будут нарисованы, просто мы потом их будем выставлять на декорации, одну за другой, и они будут бегать по декорации.
А какие фильмы ваши уже можно посмотреть?
Первый мой фильм «Воробьи – дети голубей» 2005 года. Потом ещё было много фильмов: «Детское время», «Поездка к морю»…
Время бедное, но люди радостные
У вас на рабочем столе фотографии старые лежат. Они как-то будут участвовать в мультфильме? Или это просто вдохновение ваше?
В самом фильме не будут участвовать, мы немножко на выставке покажем их. А в целом – да, это вдохновение. Это в основном старые бабушкины фотографии. История семьи, фотографии – ещё один источник вдохновения для меня. Я вообще люблю смотреть фотографии, не только нашей семьи, потому что ты замечаешь, как люди выглядели – немножко иначе, чем мы, видишь, как они одеты, иногда видишь какие-то предметы в интерьере или какие-то пейзажи интересные… Вот, например, фотографии бабушки студенческие – ты видишь, как выглядел Екатеринбург в 1950-е, и иногда удивляешься: вазоны с пальмами – серьёзно? на Урале?! Или какие-то интересные беседки, которых сейчас нет. То есть ты узнаёшь не только про семью, но и про время немножко, иногда что-то удивительное. Например, думаешь: ну, после войны, наверное, всё было некрасиво, люди плохо одевались, – а потом смотришь на фотографии бабушки в студенчестве… Да, это довольно бедное время, но они как-то интересно одеты, понятно, что всё это самошитое, но ты не видишь какого-то упадка – люди радуются жизни. И ты по-другому время начинаешь воспринимать. И это история про то, на чём фокусируется человек. Знаете, показывают иногда съёмку какого-то иностранного модного дома в Москве, там красивые модели, а вокруг некрасивые советские женщины в платочках. И я каждый раз вспоминаю бабушкины фотографии и говорю себе: ну нет! это же Москва, а тут всего Екатеринбург, Свердловск тогда ещё, это тоже история про фокус!
Вы сказали, что люди выглядели иначе, а в чём отличие? Отличие тех лиц и современных?
Тут есть простое объяснение, технологическое: чтобы сделать фотографию, нужно было замереть и какое-то время не шевелиться.
Мне кажется, тип лица немножко другой, нет?
Мне сложно судить, потому что я не специалист в этом. Да, немножко другие, причём они по-разному другие, что-то общее для всех нельзя вывести, мне кажется. Но, например, даже если раскрасят фотографию и кусочек её покажут, будет легко определить, что это не сейчас снято… Я знаю, в кино существуют скауты актёров, которые специально для исторических фильмов выискивают лица несовременные, так скажем. Наверное, это к ним больше вопрос, они, наверное, знают какие-то критерии.
«Я не до конца знаю, что получится в итоге»
Вы всегда сами делаете фильм от начала и до конца: сами сценарий, сами рисуете?.. Может, снимаете сами?
То, что касается сценария, изобразительного решения, – это моё. Чаще всего потом, на этапе производства, присоединяется небольшая команда аниматоров, плюс композитор и звукорежиссёр в какой-то момент подключаются. Мне очень повезло: мой сын учится на звукорежиссёра, но уже многое может делать. Это немножко напоминает историю нашей семьи, поэтому, мне кажется гармонично то, что он будет делать звук на этом проекте. Для выставки он будет делать звук.
То есть будете теперь семьёй работать!
Семейный подряд!
Замысел этого проекта у вас давно был? Или вы его специально делали под резиденцию в Коломне?
Эта история продолжается, наверное, уже три года. Здесь просто нужно было решить, как это представить на выставке. Мне кажется, мы придумали интересный формат – показать немножко процесс создания фильма, начиная даже не с замысла, а предзамысла – истории, которая послужила толчком к созданию фильма. То есть в Коломне я просто делаю часть проекта – пробую технику, смотрю, как это работает. Уже понимаю, что многое надо делать по-другому, просто технологически: одно дело – одну декорацию вырезать, другое дело, когда их уже много, – кажется, нужно подключать роботов, вырезать не вручную, а при помощи техники. Но в целом, как начинает выглядеть, мне нравится. И плюс мне интересно потом послушать, что скажут про идею люди. Это как история с краудфандингом, когда проводишь сбор денег у людей: кроме того, что это сбор денег на фильм, это ещё и сбор мнений – ты понимаешь, сколько людей заинтересовано в твоём проекте. Не факт, что нужно из-за этого что-то менять, но просто интересно на это посмотреть.
То есть сам мультфильм мы пока не увидим?
Нет, это ещё не скоро, минимум ещё пару лет. Анимация – это долго. Особенно, если там очень маленькая команда. Особенно, если это такой проект, в котором я не знаю, что должно получиться, эксперимент. Одно дело, когда ты точно знаешь, что тебе нужно нарисовать (это всё равно долго), и другое – когда ты ищешь варианты и отметаешь какие-то, это увеличивает, конечно, срок производства.
То, что маленькая команда, и то, что вы одна во всех лицах, – это принципиально? Вы не хотите попробовать работать в большой мультипликации, когда много народу?
Когда мне хочется поработать с кем-то, мне очень нравится уходить в киношные проекты или в документальные, когда нужно для фильма документального либо игрового сделать кусочек анимации. Тогда ты сталкиваешься с большой командой. Это интересно, классно. Но там, как правило, есть режиссёр, который уже всё придумал, и ты просто наёмный работник. Я сама пока не придумала, что бы сделать в таком большом формате, у меня нет большого анимационного проекта сейчас… Большой проект – это большие деньги, и нужно представлять его очень конкретно: я буду делать это и это. Поскольку у меня эксперимент, я не до конца знаю, что получится в итоге. Я не могу искать на него деньги, как на большой проект, полнометражный, например. Полнометражные фильмы от 50 минут, но сейчас у меня нет такой истории, которая могла бы работать как полный метр. В сериалы я не очень верю, мне кажется, это такие пожиратели времени. Хотя, конечно, я их тоже смотрю.
Мультсериалы или сериалы вообще?
Любые сериалы, особенно сейчас. Я люблю истории законченные: она началась, что-то в ней произошло, и она закончилась. А сейчас это какие-то бесконечные истории, это просто захват внимания твоего, спекуляция на внимании. Мне это не нравится, мне не нравится, когда со мной это проделывают, что я каждый раз на это ведусь, поэтому самой тоже не хочется в этом участвовать.
Придумывать свои миры
Почему такая любовь именно к мультфильмам?
Мне кажется, это такой из детства привет, потому что хотелось это в детстве делать, потом не смогла остановиться, пришлось сделать.
Ага, то есть вы в детстве начинали делать мультфильмы?
Нет, не делала, просто нравились мультфильмы. Я рисовала персонажей из мультфильмов разных… Когда появился Дисней у нас, папа стал собирать кассеты с его полнометражными фильмами, и мы стали их смотреть. До этого мы на плёнке смотрели какие-то чёрно-белые версии разных странных фильмов, которые можно было достать для домашнего просмотра. Плюс, конечно же, всё, что показывали тогда по телевизору, пусть даже всего 15 минут в день. И потом, это же очень интересно – придумывать свои миры и смотреть, как они живут потом.
Можно же их по-разному придумать: книжки писать, книжки иллюстрировать, фильмы снимать игровые. А вы вот выбрали мультфильм…
Тут же всё видно, как это живёт, ты прям можешь на это посмотреть! Это очень интересно.
Вы можете вспомнить, как пришло решение: я буду мультипликатором?
Тут странная история. У меня где-то сохранено сочинение из второго класса, когда пишут сочинение на тему «Кем ты хочешь стать». Я тогда написала, что хочу стать мультипликатором. Потом почему-то я точно знала, что мне надо пойти учиться в архитектурную академию в Екатеринбурге, хотя там не было никакой анимации. Вот надо было мне туда! Не знаю, что это – рок, чутьё… Я отучилась четыре года на дизайне интерьера и графике. Мучилась страшно, потому что мне не нравилось.
Четыре года?!
Да. Ну, это же было много лет назад, тогда родители могли тебе сказать: знаешь что, мы тебя воспитали, давай, получи диплом, дальше делай, что хочешь. Вот так я и протянула, хотя на втором курсе хотела уходить, но мне вот такое сказали, и я ещё два года протянула до диплома, довольно успешно его защитила. Но дальше надо было решать: у нас в академии учатся шесть лет, и можно было либо уходить с диплома бакалавра, либо ещё остаться. И так получилось, что как раз открыли новую специальность – анимация. Это было какое-то чудо! Как будто ты сразу тогда поняла, для чего училась здесь. История мистическая… Тогда у меня было ощущение, что просто это для меня кафедру открыли!
Из чего рождаются мультфильмы
Сюжеты для ваших мультфильмов как у вас появляются?
Очень по-разному. Часто это что-то из детства. Часто просто фраза какая-то. Первый мой фильм «Воробьи – дети голубей» начался с фразы, которую я услышала на улице: маленький ребёнок, показывая на маленькую собачку, спросил своего папу: «Это что, оленёнок?» Вот и всё, вот с этой фразы развернулся мой первый фильм.
Но при этом собачка трансформировалась в воробья?
Нет, там есть этот кусочек тоже, про собачку. Просто я стала вспоминать, что мы ещё думаем в детстве, и вспомнила про воробьёв, которые дети голубей, потом пингвины появились – рыбаки на льду озера, которые казались пингвинами в детстве. То есть в детстве ты смотришь на что-то и придумываешь…
Бабуля моя тоже была поставщиком сюжетов: на некоторые её фразы придумались фильмы. Например, фильм «Праздник» – про то, как бабушка на Новый год ждёт семью, и к ней никто не приезжает. Это из бабушкиной фразы родился фильм. Её там нет, этой фразы, но просто задумка появилась в тот момент, когда я её услышала. Мы сидели за столом незадолго до Нового года, и она сказала: «Надену лучшее всё, накрашусь густо и лягу». И мы все так напряглись: неужели умирать собралась? А она продолжает: «И буду вас ждать!»
Надеюсь, к бабушке-то приехали на Новый год?
Да, конечно!
Ещё был фильм «Рысь в городе», который я во Франции сделала, он родился из сюжета телекомпании моего родного города про то, как рысь пришла в город. Я из Новоуральска, это рядом с Екатеринбургом. Я была в гостях и увидела такой репортаж. Там показали видео, которое засняли очевидцы, и взяли комментарий у зоолога – он рассказал, что не надо делать в таком случае. Он говорит, а на фоне у него, в этом видео очевидцев, происходит как раз всё, что делать, по его словам, не надо. То есть он говорит: не пытайтесь его сфотографировать, это дикий зверь, не приближайтесь к нему, не преследуйте – а на видео вот это всё происходит. И потом это всё я перенесла в фильм, так что, в какой-то степени, у меня получается документальное кино.
Сейчас в моде литература и вообще искусство травмы. У вас такого нет?
Не знаю… Многие мои коллеги говорят, что, во-первых, фильм должен быть про боль, а во-вторых, надо страдать, когда делаешь фильм. Я не приверженец этого направления искусства, мне просто такое не интересно. Я другой человек, наверное. Мне кажется, в мире столько боли, что обращать всё время на неё внимание – чему это поможет? Мне бы не помогло. Хочется обращать больше внимания на что-то хорошее, настоящее. У нас и так столько проблем… Бывает, что попадаешь на фестиваль, и это просто очень тяжело всё смотреть – ты каждый раз погружаешься в чью-то боль… Для меня всё равно это не история про эскапизм какой-то, это именно направление внимания на что-то хорошее. Хотя в какой-то степени в грядущем фильме про боль тоже, наверное, есть, но она какая-то естественная, что ли, не личная – каждый человек с ней сталкивается. У нас сейчас странное восприятие смерти и старости: это где-то не здесь, когда-то потом будет, и мы совершенно не готовы к этому. Но ведь каждый из нас рождается и умирает, наши близкие рождаются и умирают – и это естественный процесс, который, да, причиняет нам боль, но это естественно. В этом смысле я не считаю это травмой.
Естественное природное явление.
Да. Вопрос только в том, насколько мы к этому готовы. Понятно, что когда уходят близкие, тебе больно и плохо, но это не значит, что от этого надо избавляться, – это надо прожить, прочувствовать и двигаться дальше. Поэтому мой фильм не про травму в этом смысле.
«Я пошла в анимацию, чтобы не разговаривать»
Вы вообще человек светлый?
Ох, я не знаю! Мне кажется, в каждом человеке столько и светлого, и тёмного, и я в этом смысле от других людей мало чем отличаюсь.
Судя по тому, что вы сказали: много боли вокруг, и я хочу делать что-то светлое и доброе…
Ну нет, тут не история про борьбу какую-то! Много боли, но много и хорошего. Просто мы часто фокусируемся на боли. На самом деле так же, как внутри нас плохого и хорошего много, так же и в мире вокруг много и хорошего и плохого. Вопрос, куда ты смотришь. Но это не значит, что ты не замечаешь плохого, если ты фокусируешься на хорошем. А вот как раз, мне кажется, если фокусируешься на боли, на плохом, тогда меньше видишь хорошего.
Тогда спрошу так: вы как творец предпочитаете выражать себя или нести миру свет?
Ой, это какая-то уж очень ответственная задача – нести миру свет!
Ну, маленький лучик, не обязательно же зажигать солнце или вырывать сердце!
Мне кажется, это только со стороны понятно.
Но вы же сами какие-то цели себе ставите? Или просто плывёте по течению, не задумываясь о том, что я делаю, для чего я делаю?
Нет, я задумываюсь, иногда. Например, проекты не мои я же выбираю по каким-то критериям, не во всём участвую. Может быть, у меня так много фильмов про детство, потому что в это время ты наиболее адекватно видишь мир вокруг – ты просто его видишь, ещё не придумав для себя какую-то жизненную концепцию, что ты должен страдать или наоборот… нести свет – ты просто видишь мир. И, может быть, я своими фильмами как раз хочу вот в это состояние хоть на несколько минуточек погружать человека.
Ваше детство было радостное?
Конечно, да, в целом, но было всякое.
То есть вы транслируете всё-таки радость из своего детства, добро или травму и боль?
Добро – это, мне кажется, сейчас слово, которое смысл уже потеряло, но вот какое-то нормальное состояние человеческое – да, мне хочется рассказывать про это… Вообще я пошла в анимацию, чтобы не разговаривать! Чтобы то, что я чувствую, показывать, а люди таким вот образом это воспринимали. Я сейчас не шучу: я была рада, что можно ничего не говорить, а просто показывать картинки, и они будут вызывать эмоции.
Удаётся?
Мне кажется, иногда, да.
Вы видите реакцию зрителей – она адекватна тому, что вы предполагали?
У какой-то части зрителей. Я понимаю, что у меня не суперширокая аудитория, но есть люди, которым это нужно, нравится и, наверное, как-то помогает. Но многие считают мои фильмы наивными.
Наивность в чём?
Как раз в том, что нет боли, борьбы. Но ведь много людей, которые делают анимацию, поэтому каждый человек может делать то, что ему важно. Я на себя не беру ответственность сделать для всех кино, зритель просто может выбрать, какое кино его, какое нет.
Ваше вдохновение как-то зависит от того, что вас будут смотреть или не будут смотреть, как много вас будут смотреть?
Может быть, это раньше было так, когда ещё не было опыта: когда ты делаешь первый фильм, потом сидишь, дрожишь. Сейчас тоже дрожишь, но понимаешь, что всё равно хотя бы пара человек найдётся, которым кино понравится. Люди, которым понравится кино, будут всегда – это немножко успокаивает. Дальше включается перфекционизм, который говорит, что нужно лучше, больше… Но самое главное – чтобы кино понравилось мне. Вот тут сложнее всего. Ты в какой-то момент можешь посмотреть фильм и подумать: «Вот! Вот же я как хорошо сделала!». А в следующий момент посмотришь и думаешь: «Господи, зачем я это сделала!». Мне кажется, художники так устроены, а, возможно, и все люди: мы довольно критичны к тому, что делаем.
Есть же художники, которые считают любое своё действие гениальным.
Да. Или они говорят, что так считают, а дома сомневаются.
Тогда зачем продолжают делать, если сомневаются?
Наверное, кажется, что в каждый следующий раз лучше получится.
«Выходишь из зала, а этот мир в тебе продолжает жить»
У вас есть какие-то ориентиры в вашем творчестве, кто-то, кто вам близок в мультипликации?
Сейчас пойдут штампы. Начнём с учёбы. Я училась у Оксаны Черкасовой и Алексея Караева, это ученики наших мэтров советской анимации, таких как Юрий Борисович Норштейн. Для меня Юрий Борисович один из тех художников, которые и является ориентиром. Когда ты смотришь его фильмы, ты погружаешься в эту атмосферу, прямо живёшь в его мире – ты там, внутри. Мне это кажется важным. Вообще, мне нравится такое состояние, когда ты смотришь анимацию или игровое кино, когда ты погружаешься в этот мир. И ещё нравится, когда ты выходишь из зала, а этот мир в тебе ещё какое-то время продолжает жить – тоже классное состояние.
А бывает, что вы что-то посмотрели и сказали: «А-а-а, вот так ничего себе!»?
Здесь главный учитель – природа, потому что каждый раз, когда ты видишь тени от деревьев, блики на воде – каждый раз не понимаешь, как вообще такое может быть… Недавно приезжал ко мне сын, и он говорил: «Это что-то невыносимое! Ты каждый раз останавливаешься: а! смотри, какая тень от веточки!..» Меня завораживает смена времён года, например, когда ты можешь приходить на одно и то же место, и оно просто совершенно другое. Понятно, что оно другое от другого освещения, от другой погоды, но ещё плюс время года, когда ты видишь, как всё умерло, а потом вдруг всё ожило. Как это происходит, непонятно!
Вы человек городской?
Вообще да. Я жила рядом с природой, потому что я из маленького города. У нас там есть пруд – очень красивое, потрясающе красивое место, Уральские горы, маленькие заливчики. Так что какая-то часть жизни проходила на природе, но это не настоящая природа, в смысле не дикая, а просто кусочек рядом с городом. В этом смысле много времени на природе проводила, но ни разу не была в настоящем лесу, диком, старом… Сейчас я немножко с этим соприкасаюсь, потому что мои друзья снимают фильм про старовозрастные леса России, и я там буду делать анимацию. Я слушаю их рассказы и даже не знаю, понравилось ли бы мне такая жизнь, потому что это всё-таки достаточно суровые условия. В этом смысле мы все городские жители и редко соприкасаемся с настоящей природой.
Постоянное перемещение во времени
Давайте о Коломне поговорим. Какие-то интересные моменты были здесь, связанные с вашей работой?
Чем больше всего мне помогает Коломна, это тем, что здесь ты путешествуешь во времени постоянно. У меня фильм как раз отчасти про это – про возвращение в другую эпоху. В Коломне эти перемещения так классно работают! Можно выйти на улицу, свернуть на соседнюю улицу – и оказаться в другом веке. Мне это очень нравится. Это интересный опыт, который настраивает на какое-то нужное для моего фильма состояние. Перепрыгивание между временами начинается в самой Арткоммуналке, где живёт советская история, потом ты выходишь на улицу, попадаешь в музей пастилы, в «Калачную», в какое-то купеческое время… Плюс здесь, в Арткоммуналке, очень много предметов из моего детства, это тоже помогает.
Ходите, рассматриваете, трогаете…
Да, забавно узнавать вещи. Я тут подслушала, как ведут себя люди – тоже все кричат: «А, у меня такое в детстве было!» Или дети кричат: «Ой, смотри, у нашей бабушки такое тоже есть!» Это тоже интересно – постоянное перемещение во времени очень лёгкое.
Напоследок наши глобальные вопросы. Что для вас искусство?
Искусство – это естественная часть жизни. Просто часть жизни.
А должно ли искусство быть социальным?
Не должно, но если тот человек, который его создаёт, хочет, чтобы оно таким было, то да, может быть.