Лера Макарова:
«Если автор не гонится за сиюминутной славой, он будет копаться в душах»
Лера Макарова – литературный резидент Арткоммуналки из Саранска, работавшая у нас над своим проектом в июле-августе 2024-го. В Коломне Лера провела мастер-классы для любителей слова и создала пьесу-перформанс «Дождь! Балет! Красота!». И, конечно, мы побеседовали с Лерой не только о воплощении её проекта, хотя и начали с него…
Как появилась идея вашего проекта?
Я хотела целенаправленно создать что-то именно для Арткоммуналки, приехать сюда и реализовать то, что я придумала. Когда я увидела, что объявлен набор, увидела тему этого года – «А что у тебя с дождём?», – у меня была уже задумка пьесы. Её смысл такой: девушка из мегаполиса, из Москвы, едет к себе домой в провинцию. Я думала, где сделать ей этот дом, в какой именно провинции, искала материал. И когда я увидела название «А что у тебя с дождём?», у меня сразу вырисовались картинки, как это будет выглядеть: что она именно сквозь дождь возвращается в Коломну, приезжает – а здесь опять дождь, и дождь её сковывает, заставляет побыть в родном доме. То есть не пойти гулять с друзьями или ещё что-то, а побыть дома, с родными и вскрыть какие-то конфликты, которые, возможно, раньше были потаёнными. И эти выходные, которые она проведёт дома в провинции, изменят её мировоззрение, и обратно в Москву, где она учится, она вернётся уже совершенно другим человеком. Вот такая была идея, которую я оформила, подала сюда, и она, судя по тому, что я здесь оказалась, понравилась, и мне это очень приятно.
Проект как-то менялся в процессе реализации?
Он ещё не завершён, поэтому сложно сказать: может быть, в конце я его как-то резко поверну в другую сторону.
Такое бывает у вас?
Бывает. Бывает так, что какой-то один-единственный акцент, поставленный в нужном месте, совершенно меняет текст. Достаточно буквально одного предложения, которое просто может перевернуть смысл на 180 градусов. Здесь, я думаю, такого не будет, потому что я уже давно думаю над этой пьесой. Когда я подавала заявку в Арткоммуналку, у меня уже была в голове сюжетная канва, я уже что-то пыталась написать, так что, я думаю, в итоге ничего не изменится существенно, всё просто соберётся окончательно в единый текст.
«Когда я вижу open call – у меня ощущение, что это место меня зовёт»
С чем связано желание попасть в Арткоммуналку?
Я уже резидент со стажем, можно сказать: до этого я была в трёх резиденциях и поняла, что мне интересен именно такой формат – приезжать в новое место и писать, черпать вдохновение из нового места. Я была в Переделкине, это моя первая резиденция, которая мне показала, что есть формат резиденций для литераторов (я знала, что он есть, но для художников). Резиденции в Переделкине появились в 2021 году, и я была как раз среди первых их резидентов. Такой способ бытия и творчества мне понравился! Потом я поехала в Карелию, а потом в Оренбургскую область. Резиденций для писателей, как мне кажется, меньше всё-таки, чем для художников, и Арткоммуналка одна из таких резиденций, которые принимают писателей. Я посмотрела сайт – было очень интересно, привлекательно, необычно, и я подумала, что надо попытаться попасть сюда, чтобы написать что-то новое на основе совершенно незнакомого мне материала. Я поняла, что другими способами я вряд ли здесь окажусь и буду жить, например, месяц. То есть какая-то устойчивость домашняя победит, она скажет: зачем тебе нужна такая командировка, ты сама себе что-то надумала! А здесь всё-таки подкреплено тем, что тебя поощряют, тебя выбирают, то есть это происходит не только по твоему своеволию.
Вы себе можете объяснить, почему вам интересен формат резиденции?
Да. Я преимущественно работаю дома, и я понимаю, что замыкаюсь на этом пространстве. У меня есть пара улиц, по которым я хожу… И так я могу жить очень долго. При этом я буду писать, но мне всё время будет не хватать какого-то свежего воздуха, каких-то новых впечатлений. Поехать куда-то как турист, конечно, я могу – и я езжу, причём достаточно часто. Но эти вылазки – это буквально пара дней, неделя максимум. Если ехать куда-то на месяц, ты должен уже снимать квартиру и как-то осваиваться как местный житель. А когда я выбираю опыт резиденции, я знаю точно, что меня там уже ждут, что я приеду, мне всё покажут, расскажут, будут помощниками в освоении нового места. Наверное, так. И, конечно же, когда ты живёшь в новом месте, у тебя новые впечатления, совершенно меняется твой взгляд, ты пишешь больше, нежели дома. Я пишу каждый день, но в резиденции всё-таки больше, и материал, естественно, новый, необычный. Мне кажется, это вообще очень полезная практика для любого писателя. И я знаю, что мои друзья тоже активно подают заявки в такие резиденции. То есть не я одна, кому интересен этот формат. Для тех, у кого есть семья и дети, это ещё и возможность пожить в уединённом месте, оторваться от семейных забот.
А помните, как Паустовский, например: на целое лето в деревню, там рыбалка, охота…
Да, это великолепно!
Для вас такой формат неинтересен? Вы, кстати, больше урбанистический человек, чем?..
Да, вы могли подумать, что я более урбанистический человек, но, как ни странно, нет. Вторая моя резиденция, в Карелии, была как раз очень «дикой». Мы были на лоне природы, в 20 километрах от последнего человеческого жилья, в глубине тайги. К нам за 20 дней один раз только приходил лесник. Всё остальное время мы были одни посреди природы. Можно было собирать ягоды и быть максимально близким к природе.
То есть природа вас вдохновляет?
Да, очень сильно вдохновляет. Почему я не могу взять и поехать прямо в деревню – просто у меня её нет!
Сейчас, мне кажется, можно в любую деревню приехать, снять комнату, даже целый дом…
Да, согласна. Но когда я вижу open call – у меня уже сразу ощущение, что это место меня зовёт. А когда надо открывать какие-то сайты, искать самому жильё, у меня нет такого ощущения — ощущения, что зовут. То есть я в какой-то растерянности, в сложности выбора, а резиденция — это гарантированный интерес.
И безопасность?
Я не знаю, про безопасность это или ещё про что-то. Мне нравится, что в таком формате часть организационного процесса берёт на себя резиденция, а когда ты едешь сам в неизвестное место, если это не твоя собственная деревня, ты должен и вот эту ответственность за организационные дела на себя взять; а ведь надо ещё и писать. Возможно, я боюсь того, что в таком случае…
Быт заест.
Да. Слишком много будет всего отвлекающего. Например, в первой моей резиденции, в Переделкине, были идеальные условия: и питание, и проживание, и тишина – то есть о быте ты можешь там не думать совсем. В Карелии питания не было, мы сами что-то делали, здесь тоже сами готовим. Мне кажется, резиденция – это попытка изъять часть каких-то бытовых моментов из твоей жизни и на место их поставить творчество. А если бы я поехала одна в деревню, изначально я бы чувствовала себя как турист, а мне не нравится это ощущение: когда я еду как турист, я не пишу вообще, просто гуляю, хожу, смотрю, наблюдаю, возможно, веду дневники, но не всегда…
«Это мило, забавно, иногда, честно скажу, раздражает»
Как сложились ваши творческие отношения с Коломной?
Отлично! Я продолжаю вести дневники, записываю каждый день какие-то пометки, наблюдения, диалоги.
Дневники – это вообще ваш творческий метод?
Да. Когда-то я веду их усиленно, когда-то беру паузу, но в целом это мой творческий метод. Помимо того, что я сейчас веду дневники, я ещё делаю специальные пометки именно для этой пьесы, и она в каком-то виде уже набрасывается, что-то уже появляется. Плодотворно достаточно время проходит. Я очень много гуляю, потому что хочется всё увидеть и всё в себя впитать, какие-то детали, которые, надеюсь, в пьесу тоже войдут – такие «сладкие», которые можно посмаковать.
Как путешественник, который много чего уже повидал…
Я бы не сказала, что много, мне кажется, мало, я по России езжу преимущественно.
Ну, так и в России столько всего, что жизни не хватит посмотреть!
Да, это большой плюс, что я в такой стране родилась!
В общем, какая-то особенная черта Коломны вырисовалась для вас как для творческого путешественника?
Сложно не заметить, что это город музеев, маленьких и больших. Наверное, такого количества музеев на квадратный метр я ещё никогда не видела в своей жизни! Это мило, забавно, иногда, честно скажу, раздражает. Я старалась помимо исторического центра увидеть что-то ещё, удалялась куда-то вглубь, ездила на трамвае и ещё собираюсь – по всем трамвайным маршрутам проехаться, потому что очень их люблю. Здесь близко от Москвы: два часа – всё-таки близость, потому что до Саранска восемь часов, и когда ты едешь из Москвы в Саранск, ты просто чувствуешь эти восемь часов, как они долго длятся. Здесь такого нет. И когда я ехала из Москвы в Коломну, было ощущение, что уже пора начинаться каким-то дачкам, деревушкам, а мы вроде бы дачки-деревушки проехали – раз! – снова городок. Для меня это было мило, приятно. Чувствуется, что у него есть связь с Москвой, но в то же время Коломна абсолютно аутентична за счёт купеческой части старого города, очень простых, в хорошем смысле, провинциальных улочек в сторону Голутвина – ощущение такой приятной провинциальности. В Саранске тоже есть провинциальность, но она немножко другая.
Саранск крупный город по сравнению с Коломной…
Ну… он крупный, но у нас нет кремля, нет даже исторической части такой сохранённой, как будто вообще нет истории. Здесь такое странное ощущение… я себе внутри задаю вопрос: что крупнее – Саранск или Коломна? Крупнее не в плане площади и количества жителей, а в другом смысле – смыслоёмкости какой-то… И у меня ощущение, что смыслоёмкость здесь глубже. Здесь действительно есть история, пускай это даже где-то домики полуразрушающиеся, но они всё равно есть. Потому что исторические руины – это история.
«Дождь – это такая завеса от мира»
Давайте о дожде. Для вас дождь какое-то особое значение имеет – в жизни, в творчестве?
Я думаю, что да. Потому что дождь – это такая завеса от мира. Очень уютно сидеть где-то, когда идёт на улице дождь, и писать. Наверное, это общее место для многих писателей: создать вокруг себя уют и печатать. Кроме того, мне нравится и быть под дождём, особенно если это летний дождь, прогуливаться в сопровождении дождя, даже без зонтика. Кстати, интересный момент: экскурсоводы здесь все до такой степени радушные и милые, что когда ты выходишь и накрапывает дождь, они тебе предлагают зонт. И я беру сначала этот зонт, иду под ним, а потом закрываю – это момент какой-то природной слиянности, который приятно ощутить.
Какой-то особый смысл в нём вы находите?
Да, ведь получается, что это небесный мир – облака, тучи – окропляет как бы ту местность, где проходит дождь. Когда идёт дождь, у любого, мне кажется, человека меняется его внутреннее состояние, я не знаю ни одного человека, который не чувствовал бы какую-то перемену. Она витает в воздухе, эта перемена. А уж если это дождь с грозой!.. Это тоже другие смыслы. Когда я только приехала, был очень красивый солнечный день, просто какой-то безумной красоты! Потом я легла спать, думала о том, что я буду писать уже, просыпаюсь – идёт ливень. Я подумала: какой хороший знак! Всё получится, всё напишется!
А вообще дождь как-то помогает вашему коломенскому проекту?
Да! Когда я только ехала сюда, я думала: а будет ли дождь? Потому что мне-то как раз хотелось увидеть город под дождём. Просто потому что мне нужны натурные зарисовки. И когда я проснулась после первой ночи и увидела дождь, я была безумно рада, что как по заявке он наступил. Потом тоже он был, и причём очень драматургически хорошо выстроился. Я пошла прогуляться на пляж на Коломенке, был тоже яркий-яркий день, очень солнечный, и он должен был как-то переломиться, видимо, потому что уже чувствовалось нагнетание в воздухе. Ещё нет дождя, ещё светит солнце, тучи не набежали, а люди уже стали как-то суетиться.
Как муравьи перед дождём.
Да! Я уже слышу (я подслушиваю всё время разговоры), как люди говорят: это гроза, это 100% гроза, смотрите, как пылает солнце, это гроза! И люди стали уходить потихонечку с пляжа, а я, наоборот, сидела, наблюдала. Дождь (грозы, кстати, в тот день не было!) стал накрапывать. Я потихонечку так собралась… я не торопилась бежать в укрытие, мне было интересно почувствовать дождь буквально кожей. Что я и сделала – прогулялась под дождём. Было очень приятно, необычно. Пожалела, что я не художник, потому что визуально это тоже было… садись и пиши, что называется.
«Я почувствовала абсолютный резонанс с этим местом»
Давайте немножко о вас. Как так случилось, что вы пошли в писательство?
Свой полноценный рассказ я написала в 16 лет, в 11 классе – мне кажется, достаточно поздно. С детства я рисовала, всё время, и все были уверены, что я буду художником, уже как-то спокойно к этому относились. Даже давали разрисовывать обои – классика жанра! – все дети разрисовывают. Меня перестали за это ругать, мама привыкла, что лак для ногтей – это мои любимые эмальки (мне очень нравилось именно лаком для ногтей рисовать, за счёт его блеска). Потом я ходила в художественную школу, готовилась к поступлению в художественное училище… Поступала в 14 лет.
Так рано разве можно?
Вот! Тут была моя, наверное, ошибка, потому что в 14 лет я пошла поступать в училище, но не абы какое, а одно из самых лучших в России. Я туда не поступила, мне сказали: вы просто маленькая ещё, приходите через два года, всё будет нормально. Я не то чтобы расстроилась или как-то обиделась, я пришла домой и продолжила рисовать. Но в какой-то момент я поняла, что мне захотелось что-то написать – я написала. Потом захотелось ещё что-то написать – ещё написала. А до этого я всё время рисовала и сочиняла к рисункам истории: здесь вот такая история, а после этой картинки случится то-то и то-то.
То есть у вас были сюжетные рисунки?
Да, мне нравилось рисовать людей, людей в обстоятельствах каких-то, у меня была склонность к сюжетной живописи, и всё время были какие-то истории зашифрованы в картинках. В какой-то момент я просто стала эти истории записывать. А в 16 лет написала первый свой рассказ, с картинкой уже не связанный, поэтому и считаю его первым. И когда уже встал очень остро вопрос, поступаю ли я всё-таки в художественный, меня вдруг осенило, что я не хочу, я хочу поступить туда, где учат писать. И я просто вбила в интернете, какие есть учебные заведения, и увидела Литературный институт, про который нам рассказывали в школе на уроках литературы в контексте имён Ахмадулиной, Евтушенко. Я так удивилась, что он до сих пор действует, принимает людей, абитуриентов, и подумала: хочу туда. Ещё я увидела, как он выглядит, мне это очень понравилось. То есть я почувствовала абсолютный резонанс с этим местом, и в итоге поступила в Литинститут. Но не сразу. Я поступала, можно сказать, три раза. Первый раз я не прошла первичный отбор, возможно, там был какой-то сбой, потому что потом мне звонили и просили ещё раз что-то принести, но я не могла, потому что жила в Саранске. Второй раз я решила поступить в том же году, но на заочное отделение, хотя на тот момент уже поступила на московский журфак. Подала документы, прошла благополучно отбор – и перед последним экзаменом просто отравилась: я ехала из Саранска в Москву, через Рязанскую область, где шли большие пожары на торфяниках. И мы всем вагоном, потому что были открыты окна, отравились. Тот пожар запечатлелся у людей в памяти, очень драматургический был.
Интересно, в вашем творчестве он как-то отразился?
Пока нет. Надо куда-то это вставить! Мы ехали, и с одной стороны была полоса огня перед окнами. Это впечатляет! До мурашек. Все были в шоке – никто не знал, что пожар до такой степени близко к железной дороге. Поезд ускорился, чтобы быстрее проехать огонь, но всё равно дыма мы наглотались.
Третий раз я уже поступала, отучившись год на журфаке – он мне абсолютно не нравился, и я подала документы снова. Два отборочных экзамена прошла, а третьим было собеседование. И с одним преподавателем у нас состоялся спор, просто не на жизнь, а на смерть! Он спросил, что я делала год после окончания школы, и, видимо, ждал ответа, что я готовилась к поступлению, читала такие-то книги. А я ответила, что училась и учусь на журфаке. Он сказал: «Как так?! Вы уже учитесь на бюджете и хотите у нас учиться?!» Я объяснила, что хочу учиться в Литинституте. За собеседование мне поставили низкий балл, и я сразу откатилась вниз «турнирной» таблицы. Не прошла. В итоге в Литинститут я просто-напросто перевелась. Причём, когда тот же преподаватель увидел меня снова, он уже смеялся, улыбался – ему это понравилось. И потом, кстати, мы, можно сказать, подружились: мы с друзьями основали студсовет, и мы постоянно с этим преподавателем взаимодействовали, что-то придумывали, ходили к нему совещаться. То есть история с хэппи-эндом.
Вам в творчестве ваше первое увлечение, рисование, помогает?
Я думаю, что определённый взгляд остался. Все-таки я обращаю внимание на какие-то мелочи, думаю о каких-то цветовых соотношениях. Наверное, это не изжить. Мне кажется, в прозе тоже это отражается: часто у меня проза, как люди говорят, бессюжетная, но на самом деле она не бессюжетная, она с внутренним сюжетом. Внутренний сюжет у меня всегда есть, может быть, не всегда очевидный, и то я в последнее время ухожу в сторону более прозрачного сюжета. Раньше, наверное, я писала сложнее в смысле выбора художественных средств выразительности, ближе к поэзии, а поэзия, видимо, ближе как раз к живописи. Сейчас, мне кажется, я от этого ухожу, мне хочется в это верить. Я свой путь так вижу, по крайней мере. То, что я рисовала, наверное, помогает. Я и сейчас иногда рисую, но это уже не совсем серьёзно. Хотя, возможно, кто его знает… Возьму и буду делать инсталляции. (На заключительной читке-перформансе пьесы Лера представила инсталляцию из своих рисунков, которые она делала на протяжении резиденции во время пауз в написании текста – ред.).
Иллюстрации к своим собственным произведениям.
Да. Это было бы, кстати, интересно – такая книга художника и писателя.
«У меня в детстве было желание читать что-то сложное, обсуждаемое»
В литературе есть что-то, на что вы ориентируетесь, что даёт что-то для вашего творчества?
Не люблю этот вопрос! В юности, совсем глубокой юности, у меня, конечно, были ориентиры, я очень много читала. Мне кажется, я была довольно нелюдимой девочкой. Я могла, конечно, погулять со сверстниками, полазить по стройкам, но потом мне становилось скучно, и я шла читать книжки. Кстати, мне очень понравился момент здесь, в Коломне: я узнала себя, когда шла по Арбатской улице к музею пастилы. На одном из балкончиков (может быть, я это вставлю в пьесу), увидела красивые цветы, любовалась. И тут подбегает мальчишка, берёт камень и кидает его именно в этот балкон. Я в шоке! Но ничего не разбивается, а из квартиры на этот балкон выходит, видимо, его друг. То есть у них такой сигнал, вероятно. Они друг другу кричат: «Привет!» У одного интересная то ли каска, то ли рыцарский шлем из бумаги и фольги – прямо картинка из пьесы!
Мальчики маленькие?
Не больше 10 лет. И тот, что на улице, говорит: «Ну что, ты выйдешь гулять?» Другой отвечает таким рассудительным голосом: «Я сначала дочитаю, а потом выйду». Первый на него машет рукой: «Я уже через 5 минут уезжаю с родителями. Ты, наверное, не выйдешь, да?» И тот с балкона: «А, ну всё, счастливого пути!» И я просто узнала в этом мальчике себя! Да, я могла и поиграть с детьми, и поозорничать, а потом всё равно их оставляла и шла заниматься чем-то своим.
Да, в детстве, получается, были кумиры. Была, например, книга Набокова «Лолита», о которой я услышала от взрослых. По-моему, тогда была такая волна: нашли «Лауру» и говорили, что это последний роман Набокова, и вспоминали вообще всё, что написал Набоков. В том числе – «Лолиту», про которую говорили: ох, это такая взрослая книга для взрослых… Я это услышала и тайком нашла её в интернете, прочитала и подумала: не такая уж и взрослая! То есть я всегда хотела, стремилась читать какую-то взрослую литературу, детская мне быстро наскучила. Я всегда тянулась к каким-то таким именам – хотелось даже и Джойса почитать… Очень любила Шекспира.
И как вам Джойс в детстве?
В детстве, откровенно скажу, не осилила, прочитала отрывками. Потом уже, когда училась в Литинституте, прочитала. Но всё равно у меня тогда, в детстве, было желание читать что-то такое… сложное, обсуждаемое.
Почему? Не задумывались?
Не знаю! Любопытство, интерес: а что же там такого? Хотелось именно какую-то сложную литературу читать, было желание быстрее приобщиться ко взрослому, а может быть, даже ещё и перескакать их!
К тому, что не для всех.
Да. Потом, учась в Литературном институте, я очень быстро переключила свою оптику, взгляд стал, наверное, профессиональным взглядом литератора. Хотя я не считаю себя профессиональным литератором, я ничего не знаю в литературе, но всё равно взгляд такой стал: когда ты читаешь что-то, ты оцениваешь это уже как литературовед, в голове мысли, схемы выстраиваются. Я сейчас практически не читаю ничего для своего удовольствия… Раньше я читала что-то, погружалась в мир, а сейчас у меня извращённый немножко вкус: например, мне нравится читать своих современников и анализировать, что они пишут. И это не обязательно тексты, которые мне очень нравятся. Просто мне интересно: а что авторы подметят? При этом от текста я могу абсолютно не получить удовольствия, не погрузиться в него, не будет такого, как в детстве, упоения. В принципе, и классику я тоже так, наверное, читаю, не для души, с каким-то более прагматичным подходом. Например, я перечитывала «Анну Каренину» Толстого: у меня была задача посмотреть, как он работает со стилем. Я его читаю-читаю, разбираю как литературовед такой маленький, а потом я понимаю: с ним не срабатывает прагматизм, наоборот, меня до того захватывает!.. Вот она – величина таланта!
А из современных кто-то так захватывает?
Если из здешних резидентов – Денис Осокин. Он достаточно в этом смысле привлекателен. Но я его не считаю своим ровесником, он же всё-таки постарше… Из моих ровесников есть такие, которые выглядят многообещающе и ещё выстрелят.
Вы могли бы назвать какие-то отличительные черты литературы нашего времени, последних одного-двух десятилетий?
Есть такой критик – Антон Осанов, в литературных кругах он стал почти культовой личностью, его упоминают, с ним спорят, он прямо на устах. Он начинал как критик в паблике литературной премии «Лицей» – просто заходил туда и писал комментарии под постами финалистов. И всех это до такой степени заинтриговало, завлекло, что стали его просить писать дальше. Я периодически слежу за его критическими обзорами, статьями. Недавно он написал статью, в которой как раз попытался вывести какие-то тренды современной русской литературы. И не просто современной русской литературы, потому что она разная: есть Юзефович, например, которому не 20 лет, а с другой стороны, какая-нибудь девушка, которой 20, – естественно, они пишут по-разному. Он вывел тренды именно тридцатилетних. Я не совсем с ним согласна, но со многим. Почему тридцатилетние? Потому что это сейчас самая активная группа, уже не юноши, но ещё и не зрелые люди. И вот, в трендах, например, постоянное обращение к своей травме. Мне кажется, Осанов даже немного иронизирует (и не только он, а вообще в кругу тех, кто его читает), что любое событие – это уже травма. Я с этим согласна.
Вы вообще склонны свои травмы описывать?
Мы все, мне кажется, описываем свои травмы, вот в чём дело. Просто травмы – они разные. И рассказывать о них можно по-разному. Все русские классики описывали травмы, например, Достоевский. Но описание травм у них не было самоцелью текста. Возможно, сейчас сказывается влияние различных общественных течений, даже не общественных, а течений, которые есть внутри общества, не обязательно российского, а глобального. Мне кажется, о чём Осанов говорит: что мы, возможно, как-то перегибаем палку, наше поколение, и уже начинаем подштопывать под травму всё.
Может быть, слишком жалеть себя?
Да, да!
У Достоевского-то был смысл немножко другой…
Возможно. Про инфантилизм, кстати, Осанов тоже говорит – например, что сейчас время уменьшительно-ласкательных имён. У меня тоже Лера Макарова, не Валерия Макарова. Когда я читала Осанова, я посмеялась в том смысле, что в этом что-то есть. Хотя в своём случае я могу объяснить, почему я решила книги свои именно Лерой Макаровой подписывать. Это такая своеобразная дань памяти моему мастеру – Александру Евсеевичу Рекемчуку, которого я считаю своим Учителем. Он преподавал у меня в институте, вёл семинары, мастер-классы. И единственный раз в неделю, во вторник, но зато весь день, мы встречались и обсуждали свои тексты. Мы познакомились, когда мне было 16, а Александр Евсеевичу Рекемчуку 82, и были знакомы вплоть до его смерти, когда ему было 89. И эти 7 лет я чувствовала какую-то просто невероятную поддержку от него. Естественно, в первую очередь, творческую, моральную, хотя я знаю, что он своим студентам и финансово даже помогал – тем, кто оказывался в сложных ситуациях. Он до такой степени трепетно относился к каждому своему студенту, к каждому! То есть у него все были любимчиками, весь его семинар, каждый ученик – это его любимчик, в которого он вкладывался, ему интересно было увидеть в нём прогресс. Конечно, он оказал на меня огромное влияние!
И когда мы приходили на семинар, меня он называл Лерой. А у него ещё такой был красивый голос, бархатистый, громкий, такой советской закалки, советской интонации. И когда, например, обсуждали какой-то мой текст, он говорил: «Та-а-ак, Лера Макарова». Мне до такой степени нравилось, как он это произносит, что у меня не было даже мысли как-то по-другому записывать своё имя. Поэтому я просто представила, что если бы он был жив и увидел мою книгу, то он бы сказал своим голосом: «Вот первая книга Леры Макаровой!» Вот так… Хотя, возможно, если покопаться, в этом тоже есть корни чего-то инфантильного?
Кстати, с чем я не согласна с Осановым – что в сюжетах нет абсолютно никакого обращения к Богу, к божественному, что современное поколение не ищет совсем Бога. Мне кажется, что всё-таки это не у всех…
«Искусство – это область, где не должно быть авторитетов»
Страшный вопрос: что для вас искусство?
Для меня это такой же вопрос, как про авторитеты. Просто про авторитеты я уже привыкла говорить, что у меня нет авторитетов. И, кстати, искусство и авторитеты – это тема смежная. Наверное, искусство – это как раз область, где не должно быть авторитетов, где ты что-то берёшь и делаешь от себя. Пускай там есть влияния, даже намеренные, например, свою пьесу я считаю лёгким оммажем на поэму Ерофеева «Москва–Петушки». А будет ли там хоть какое-то ощущение Ерофеева? Скорее всего, не будет, а будет просто отклик смысловой. То есть, наверное, искусство для меня – это то, что человек берёт и делает, танцуя от себя. Мне кажется, это уже другой вопрос, насколько такое искусство интересно другим людям. И ещё мне кажется, что здесь нет градации хорошее–плохое.
Ещё один коварный вопрос: должно ли искусство быть социальным?
Здесь у меня вопрос к вам: а что конкретно мы подразумеваем?
А вот как вы это понимаете?
В смысле, должно ли оно быть доступно всем? В смысле инклюзивности?
Возможно. Или в смысле отклика на животрепещущие вопросы современности.
В смысле, что творец откликается на животрепещущие вопросы современности?.. Тогда следующий вопрос: какие вопросы животрепещущие в современности, а какие нет? Ведь есть же глобальные вопросы, на которые в любое время будут откликаться: жизнь и смерть, любовь…
Но ведь расковыривание собственной травмы, согласитесь, это не актуальный вопрос современности, это очень личное.
Мне кажется, текст о расковыривании своей собственной травмы может остаться в истории и даже в учебники войти, если он написан действительно талантливо. Мне кажется, что нет темы, недостойной литературы.
А насколько творчество, искусство должно быть актуальным?.. Не знаю, я просто в своём мироощущении пришла к тому, что я не могу сказать «да» или «нет». Я вообще, наверное, не мыслю такими категориями: искусство должно быть таким или таким… Мне кажется, здорово, когда текст, пускай даже на актуальную тему, идёт у автора от сердца. Тогда у этого текста есть шансы не просто быть сиюминутно актуальным, а стать более значимым и показательным, то есть такой как бы иллюстрацией нашего времени… Совсем о сиюминутном – то, что прямо сейчас начнётся и завтра закончится, – наверное, неинтересно читать в литературе, просто потому, что есть журналистика и можно почитать новости. Если автор не гонится за сиюминутной славой, он будет копать глубже, и даже если его текст на остросоциальную тему, он всё равно будет копаться в душах в первую очередь.