Впервые резидент Арткоммуналки так глубоко заинтересовался судьбами жильцов квартиры на тот период, когда она была коммунальной. Впервые резидент сутками напролет был занят самой что ни на есть физической работой – в серединной части музея-квартиры перебирая 1000 (!) экземпляров книг библиотеки.
И эта работа была сродни археологической – извлечение ценных экземпляров из плотного культурного слоя, образовавшегося в результате наслоений одних личных книжных собраний на другие. И тот и другой труд позволили совершить автору невероятный эксперимент во времени и пространстве. О нём ниже рассказывает сам автор. А я добавлю – в проекте Натальи Леонтьевой случилось важное приобретение. Теперь в Арткоммуналке есть не просто хорошо сделанная библиотека, но новый информационный канал, дополняющий в воображении современников представления о людях и их жизни в коммунальном обществе. Библиотека из физического пространства превратилась в информационно-чувственное, в котором отражаются пристрастия людей. Пристрастия к книгам и чтению – так популярные среди жителей советской страны. Библиотека, расцвеченная личными предпочтениями их бывших владельцев, становится притягательной и забавной, удивительной и откровенной. Такой, какая бывает по-настоящему личная библиотека.
/ Куратор проекта Екатерина Ойнас
Наталья Леонтьева о своём проекте:
Любая коллекция книг действует на меня, как магнит, будь то книжный магазин, библиотека или семейная книжная полка, или стопка книг, выложенная кем-то на улицу. Уверена, что не только на меня. Нас таких много!
Коллекция книг Арткоммуналки притянула меня мгновенно ещё во время первого визита в 2017 году. В ней чувствовалась какая-то особая магия, может быть, потому что она находится именно в том месте, где располагалась библиотека семьи Пассманов, проживавшей в 1950-60-х гг. в коммунальной квартире дома 205 по улице Октябрьской Революции. И это был не уголок в личном пользовании, а общественное пространство квартиры – место тишины – и все жильцы 26 коммунальных комнат, около 100 человек, могли беспрепятственно пользоваться этим сокровищем…
Нет, нет! Те книги, которые вы можете найти на полках Арткоммуналки сейчас – это не книги Пассманов. Хотя вполне вероятно, какие-то названия и авторы, могли быть и на их семейной книжной полке, но это было бы удивительное совпадение, о котором нам едва ли удалось бы узнать. Мы можем только догадываться и фантазировать, какими именно литературными произведениями зачитывались жильцы коммуналки всех возрастов, благодаря своим образованным и щедрым соседям.
Ну и если уж нам позволено фантазировать на эту тему, то почему бы не совместить то, что мы знаем о проживавших на месте музея-резиденции людях с подаренными музею жителями Коломны книгами, составившими эту книжную коллекцию? Почему бы не предположить, что какая-то часть книг гипотетически могла принадлежать другим жильцам? Ведь именно те прочтённые, возможно, много раз, книги, с которыми мы решили не расставаться, которые живут в нашем доме, характеризуют каждого из нас как личность, раскрывая стороннему наблюдателю наши интересы, пристрастия, направление наших мыслей, степень чувствительности, приверженность к тем или иным идеям, выдают то, во что мы верим, и то, что мы хотели бы скрыть.
Так был задуман и реализован проект Семейная книжная полка, так книги из места тишины Арткоммуналки, встретившись с героями проекта Коммунальная Одиссея, стали музейной библиотекой, состоящей из нескольких книжных полок проживавших в квартире людей. Книги потянулись к тем или иным жильцам.
Читать полную версию текста «Дневник чтения»
Об авторе
Наталья Леонтьева (Гермаш) – драматург, сценарист, менеджер проектов в сфере культуры.
Актриса драматического театра по первому образованию, библиотекарь-библиограф по второму, она успела поработать в библиотеке, в газете и на телевидении, а также в нескольких театрах в городе Волгограде в качестве руководителя литературной части. Там же начала писать пьесы и песни для театральных постановок, в том числе для театра кукол. Спектакли по пьесам Натальи или с её песнями были поставлены в Волгограде, Москве и других городах. В течение нескольких лет работала журналисткой, была постоянным автором детского журнала «Простокваша». Является автором первого полного поэтического перевода на русский язык легендарной детской оперы «Брундибар». В качестве менеджера принимала участие во многих российских и международных проектах.
Каталог библиотеки Арткоммуналки, выполненный Натальей Леонтьевой
Хотите распознать настоящего поэта? Спросите – готов ли он очертя голову отправиться в бесшабашную одиссею по шестидесятым, где его на каждом углу будут поджидать фурии, циклопы, мстительные боги, злые колдуньи, сирены, Сцилла и Харибда, а также советская власть? Нет? Он выдаёт себя не за того. Ах, он готов? Тогда это наш человек. А если…
Хотите распознать настоящего поэта? Спросите – готов ли он очертя голову отправиться в бесшабашную одиссею по шестидесятым, где его на каждом углу будут поджидать фурии, циклопы, мстительные боги, злые колдуньи, сирены, Сцилла и Харибда, а также советская власть? Нет? Он выдаёт себя не за того. Ах, он готов? Тогда это наш человек. А если и ВЫ готовы на отчаянную авантюру – «генеральский» чин Поэта может быть присвоен и вам. Проверьте себя – приходите, реально иль виртуально, в музей «Арткоммуналка» и пройдитесь коломенскими улицами, нацепив наушники, вслушиваясь с каждым шагом и погружаясь в ЭТО… А на удачу вам — любимец богов, дерзновенный автор бессмертной русской одиссеи «Москва-Петушки», грузчик и поэт Веничка Ерофеев. Решились? В путь!
Сергей Вепрев окончил Донецкий государственный университет по специальности «Правоведение». Автор пьес, сценариев, стихов, прозы. Победитель и призёр:
1) конкурса пьес московского театра «Тень» в 2012
2) Волошинского конкурса (номинация «драматургия») в 2013
3) грантового конкурса «Арткоммуналка-2014» г. Коломна
4) конкурса прозы «Басткон-2015. Мистика Москвы».
Публикации в журнале «Кольцо А» и сборнике «Мистикон-2».
Пьесы ставились театрами Москвы и Коломны. Спектакль «Кук-кафе У.Шекспира» московского театра «Тень» — лауреат премии «Золотая Маска 2015» в номинации «Лучший спектакль. Куклы». Член Союза писателей Москвы.
«Одиссея поэтов» – это аудиоспектакль-городское путешествие по исторической Коломне в жанре «вербатим». Отправными точками путешествия стали места в городе, которые в 1962 году посещал писатель Венедикт Ерофеев, будучи студентом Коломенского педагогического института. Веничка – гений места и герой городской эпопеи.
Текст спектакля написал драматург Сергей Вепрев. В тексте использованы отрывки из интервью с жителями города, которые делятся своими личными воспоминаниями о жизни в Коломне в 1960-е годы.
Продолжительность спектакля: 80 минут.
Партнёр проекта – мобильные аудиогиды izi.TRAVELСкачать аудиоспектакль бесплатно можно по ссылке:
https://izi.travel/ru/a6d7-odisseya-poetov/ru
Художник Эрик Гёнгрих посещал Коломну в 1991 году. Он сохранил большое количество фотографий, отражающих в том числе его первые попытки обжить и художественно осмыслить заброшенные территории того времени. Большое впечатление произвели на Эрика изменения, произошедшие здесь за двадцать с небольшим лет: воодушевлённый, он пустился в поиски нового сотрудничества и новых форм выразительности.
Художник Эрик Гёнгрих посещал Коломну в 1991 году. Он сохранил большое количество фотографий, отражающих в том числе его первые попытки обжить и художественно осмыслить заброшенные территории того времени. Большое впечатление произвели на Эрика изменения, произошедшие здесь за двадцать с небольшим лет: воодушевлённый, он пустился в поиски нового сотрудничества и новых форм выразительности.
Победитель международного грантового конкурса Арткоммуналки в области визуального искусства и июльский, 2014-го года, обитатель коломенской арт-резиденции Эрик Гёнгрих (Берлин) занимается художественными формами и объектами, связанными с общественными пространствами и их исторической актуализацией. Автор – художник и архитектор, дизайнер и писатель – создаёт «социальные скульптуры»: арт-рефлексии в интегральном материале – от рисунков и фотографий до глобальных видеопроекций на городскую среду или до экзотической «ритуальной кулинарии».
КОНСЕРВИРОВАННАЯ ПАМЯТЬ
(к проекту Э. Гёнгриха «Коломна 1991 — 2014»)
Победитель международного грантового конкурса музея-резиденции «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие» в области визуального искусства и июльский, 2014-го года, обитатель коломенской арт-резиденции Эрик Гёнгрих (Берлин) занимается художественными формами и объектами, связанными с общественными пространствами и их исторической актуализацией. Автор – художник и архитектор, дизайнер и писатель – погружается в изучение территорий в различных уголках планеты на предмет их социального освоения, выявления их коммуникативного потенциала. Следующим шагом становятся творческие «внедрения» – художественные материализации, «места обмена», призванные выразить возможные позитивные перспективы этого места, зародить мечту или поставить вопросы… Таковы его реализованные проекты на Кубе, в Бразилии, Франции… Искусство, по словам Эрика, это «преподнесение подарков», привнесение в среду новых смыслов или просто открытие существующих. Можно сказать, он производит «социальные скульптуры»: арт-рефлексии в интегральном материале – от рисунков и фотографий до глобальных видеопроекций на городскую среду или до экзотической «ритуальной кулинарии».
Интересно, что художник уже посещал Коломну в 1991 году. Он сохранил большое количество фотографий, отражающих в том числе его первые попытки обжить и художественно осмыслить заброшенные территории того времени. Большое впечатление произвели на Эрика изменения, произошедшие здесь за двадцать с небольшим лет: воодушевлённый, он пустился в поиски нового сотрудничества и новых форм выразительности. Довольно неожиданным результатом его экспериментов стала идея консервирования. От практического изготовления консервов до метафорического отражения самого художественного процесса как «консервирования» эмоционального опыта. В этом смысле история искусства, вся коллекция сокровенных формул человеческого мироощущения, предстаёт законсервированной поэтической памятью.
Развивая эту логику, Эрик Гёнгрих приходит к авторскому варианту общеизвестной игры Memory/Память. Он покадрово собирает свои впечатления и размышления о месте, которые вряд ли можно сложить в один пазл. Вариативность сочетаний образов, заложенная в игре, обеспечивает непредвзятость и неожиданность сопоставлений. Создаёт «вопросительное» или «восклицательное» пространства, катализирующие уже индивидуальные реакции-осмысления. В этом коллажном смысловом «табло» заложен не только эвристический потенциал игрового общения, но и механизм эмоциональной солидарности, обживания общей территории памяти.
Маргарита Бард
И оказывается, что как раз эти простые и столь человеческие радости и страхи, стыд и горе, любовь и сумасшествие, доброта и предательство, юмор и ненависть, сила и слабость – словом, вся эта человеческая комедия, вся эмоция человеческой жизни – оказывается, всё это и есть главное, дорогое и значимое настолько, чтобы быть в фокусе внимания современного…
И оказывается, что как раз эти простые и столь человеческие радости и страхи, стыд и горе, любовь и сумасшествие, доброта и предательство, юмор и ненависть, сила и слабость – словом, вся эта человеческая комедия, вся эмоция человеческой жизни – оказывается, всё это и есть главное, дорогое и значимое настолько, чтобы быть в фокусе внимания современного высокого искусства.
Екатерина Кравцова окончила в 2002 Московский Государственный Университет Печати (художник-график). В 1996 — Одесское Государственное Художественное Училище (факультет живописи).
Награды и Резиденции:
2010 Грант им. Ольги Лопуховой для молодых художников, Москва, Россия.2011 Программа Unidee 2011 в Резиденции Cittadellarte Фонда Пистолетто, Бьелла, Италия, www.cittadellarte.it
2011 Резиденция Sowing Seeds фонда KamanArt, Гелавас, Раджастан, Индия.
2012 Программа Iver J.ks Residency, Карашок, Норвегия.
2013 Программа Художник в Резиденции в Nafasi Art Space, Дар эс Салам, Танзания.
2013 Программа TOKAMAK в резиденции HIAP. Suomenlinna, Хельсинки, Финляндия.
2014 Арт-резиденция в ZKU – Центр искусства и урбанистики, Берлин, Германия.
КОММУНАЛЬНЫЕ АНЕКДОТЫ
Художник Екатерина Кравцова путешествует по мировым арт-резиденциям, изучая локальные культурные коды и социальные парадигмы. Последние два месяца она провела в Коломне, занимаясь подготовкой проекта Коммунальные Анекдоты, в основе которого лежит принцип непосредственного взаимодействия с местным сообществом, что прекрасно вписывается в концепцию музея-резиденции Арткоммуналка. Ерофеев и Другие. Проект Екатерины Кравцовой связан с исследованием устного фольклора, а именно анекдотов, посвящённых жизни в коммунальной квартире и взаимоотношениям с соседями. Такой аспект совместного быта, окруженный множеством мифов, породил целый пласт визуальных и смысловых образов, ставших неотъемлемой частью российской культуры. Для проекта Коммунальные Анекдоты автор собрала и зафиксировала реальные истории жителей Коломны. Ее респондентами выступили люди, встреченные на улице, сотрудники музейного объединения Коломна-город-музей и постоянная публика. Все вместе, эти анекдоты – смешные и страшные, абсурдные и грустные – превратились в своеобразную энциклопедию русской жизни, эпическое повествование, раскрывающее целый пласт советской и постсоветской действительности. Изучение этого материала навело автора на рассуждение о месте человека в российской системе ценностей. Советское общество мыслило глобально, формируя масштабные, утопические идеи нового жизнестроительства, перед которым отдельная человеческая личность утрачивала всякую ценность. Сегодня, несмотря на смену исторической парадигмы и приход капиталистических ценностей, место человека все также зыбко. Общество продолжает воспроизводить определенные модели поведения и взаимоотношения граждан, которые за долгие годы оформились и пустили корни глубоко в подсознание. Результат этого – столь разные судьбы соседей, чье вынужденное совместное существование рождает, как курьёзные ситуации, так и настоящие человеческие драмы. Екатерине Кравцовой удалось зафиксировать все многообразие жизненных перипетий, объединенных фигурой главного героя – отдельного человека, несмотря на все сложности сохранившего оптимизм, теплоту и внимание к близким. Герои Екатерины Кравцовой наглядно демонстрируют зрителю формирование механизмов поддержки и взаимовыручки, что служит залогом выживания в самых неоднозначных ситуациях.
Из статьи Марии Удовыдченко, май 2015
«Но, позвольте! – скажете вы, – а как увязывается собирание устного народного творчества с нашими представлениями о работе визуального художника?». На каком этапе слушатель превращается, собственно, в зрителя: в слушающего зрителя или смотрящего слушателя? И как раз тут посетителя выставочного зала ждёт сюрприз, настоящий художественный деликатес: по остроумной затее автора, все эти неизданные истории становятся тканью совокупного визуально-словесного образа, частью таинственного пространства видеоинсталляции. Вы как бы приглашены на ритуальное философское чаепитие, где предметы за столом, как на спиритическом сеансе, передвигаются невидимым медиумом, а голоса жителей города-микрокосма превращаются в духовные сущности, в ангелов-хранителей места. И оказывается, что как раз эти простые и столь человеческие радости и страхи, стыд и горе, любовь и сумасшествие, доброта и предательство, юмор и ненависть, сила и слабость – словом, вся эта человеческая комедия, вся эмоция человеческой жизни – оказывается, всё это и есть главное, дорогое и значимое настолько, чтобы быть в фокусе внимания современного высокого искусства.
Маргарита Бард