И оказывается, что как раз эти простые и столь человеческие радости и страхи, стыд и горе, любовь и сумасшествие, доброта и предательство, юмор и ненависть, сила и слабость – словом, вся эта человеческая комедия, вся эмоция человеческой жизни – оказывается, всё это и есть главное, дорогое и значимое настолько, чтобы быть в фокусе внимания современного высокого искусства.
Екатерина Кравцова окончила в 2002 Московский Государственный Университет Печати (художник-график). В 1996 — Одесское Государственное Художественное Училище (факультет живописи).
Награды и Резиденции:
2010 Грант им. Ольги Лопуховой для молодых художников, Москва, Россия.2011 Программа Unidee 2011 в Резиденции Cittadellarte Фонда Пистолетто, Бьелла, Италия, www.cittadellarte.it
2011 Резиденция Sowing Seeds фонда KamanArt, Гелавас, Раджастан, Индия.
2012 Программа Iver J.ks Residency, Карашок, Норвегия.
2013 Программа Художник в Резиденции в Nafasi Art Space, Дар эс Салам, Танзания.
2013 Программа TOKAMAK в резиденции HIAP. Suomenlinna, Хельсинки, Финляндия.
2014 Арт-резиденция в ZKU – Центр искусства и урбанистики, Берлин, Германия.
КОММУНАЛЬНЫЕ АНЕКДОТЫ
Художник Екатерина Кравцова путешествует по мировым арт-резиденциям, изучая локальные культурные коды и социальные парадигмы. Последние два месяца она провела в Коломне, занимаясь подготовкой проекта Коммунальные Анекдоты, в основе которого лежит принцип непосредственного взаимодействия с местным сообществом, что прекрасно вписывается в концепцию музея-резиденции Арткоммуналка. Ерофеев и Другие. Проект Екатерины Кравцовой связан с исследованием устного фольклора, а именно анекдотов, посвящённых жизни в коммунальной квартире и взаимоотношениям с соседями. Такой аспект совместного быта, окруженный множеством мифов, породил целый пласт визуальных и смысловых образов, ставших неотъемлемой частью российской культуры. Для проекта Коммунальные Анекдоты автор собрала и зафиксировала реальные истории жителей Коломны. Ее респондентами выступили люди, встреченные на улице, сотрудники музейного объединения Коломна-город-музей и постоянная публика. Все вместе, эти анекдоты – смешные и страшные, абсурдные и грустные – превратились в своеобразную энциклопедию русской жизни, эпическое повествование, раскрывающее целый пласт советской и постсоветской действительности. Изучение этого материала навело автора на рассуждение о месте человека в российской системе ценностей. Советское общество мыслило глобально, формируя масштабные, утопические идеи нового жизнестроительства, перед которым отдельная человеческая личность утрачивала всякую ценность. Сегодня, несмотря на смену исторической парадигмы и приход капиталистических ценностей, место человека все также зыбко. Общество продолжает воспроизводить определенные модели поведения и взаимоотношения граждан, которые за долгие годы оформились и пустили корни глубоко в подсознание. Результат этого – столь разные судьбы соседей, чье вынужденное совместное существование рождает, как курьёзные ситуации, так и настоящие человеческие драмы. Екатерине Кравцовой удалось зафиксировать все многообразие жизненных перипетий, объединенных фигурой главного героя – отдельного человека, несмотря на все сложности сохранившего оптимизм, теплоту и внимание к близким. Герои Екатерины Кравцовой наглядно демонстрируют зрителю формирование механизмов поддержки и взаимовыручки, что служит залогом выживания в самых неоднозначных ситуациях.
Из статьи Марии Удовыдченко, май 2015
«Но, позвольте! – скажете вы, – а как увязывается собирание устного народного творчества с нашими представлениями о работе визуального художника?». На каком этапе слушатель превращается, собственно, в зрителя: в слушающего зрителя или смотрящего слушателя? И как раз тут посетителя выставочного зала ждёт сюрприз, настоящий художественный деликатес: по остроумной затее автора, все эти неизданные истории становятся тканью совокупного визуально-словесного образа, частью таинственного пространства видеоинсталляции. Вы как бы приглашены на ритуальное философское чаепитие, где предметы за столом, как на спиритическом сеансе, передвигаются невидимым медиумом, а голоса жителей города-микрокосма превращаются в духовные сущности, в ангелов-хранителей места. И оказывается, что как раз эти простые и столь человеческие радости и страхи, стыд и горе, любовь и сумасшествие, доброта и предательство, юмор и ненависть, сила и слабость – словом, вся эта человеческая комедия, вся эмоция человеческой жизни – оказывается, всё это и есть главное, дорогое и значимое настолько, чтобы быть в фокусе внимания современного высокого искусства.
Маргарита Бард