Музей-резиденция «Арткоммуналка. Ерофеев и другие» (Коломна) представляет проект Эрика Гёнгриха «КОЛОМНА 1991 — 2014»
Арт-резиденция (июль 2014)
Эрик Гёнгрих (г. Берлин) занимается художественными формами и объектами, связанными с общественными пространствами и их исторической актуализацией. Автор – художник и архитектор, дизайнер и писатель – погружается в изучение «ситуаций» в различных уголках планеты на предмет их социального освоения, выявления их коммуникативного потенциала. Следующим шагом становятся творческие «внедрения» – художественные материализации, «места обмена», призванные выразить возможные позитивные перспективы этого места, зародить мечту или поставить вопросы… Таковы его реализованные проекты на Кубе, в Бразилии, Франции… Искусство, по словам Эрика, это «преподнесение подарков», привнесение в среду новых смыслов или просто открытие существующих. Можно сказать, он производит «социальные скульптуры»: арт-рефлексии в интегральном материале – от рисунков и фотографий до глобальных видеопроекций на городскую среду или до экзотической «ритуальной кулинарии».
Интересно, что художник уже посещал наш город в 1991 году. Он сохранил большое количество фотографий, отражающих в том числе его первые попытки обжить и художественно осмыслить заброшенные территории того времени. Большое впечатление произвели на Эрика изменения, произошедшие здесь за двадцать с небольшим лет: воодушевлённый, он пустился в поиски нового сотрудничества и новых форм выразительности. Довольно неожиданным результатом его экспериментов стала идея консервирования.
От практического изготовления консервов до метафорического отражения самого художественного процесса как «консервирования» эмоционального опыта. В этом смысле история искусства – законсервированная поэтическая память, сокровенные формулы человеческого мироощущения.
Таким образом, Эрик Гёнгрих приходит к авторскому варианту общеизвестной игры Memory/Память. Он покадрово собирает свои впечатления и размышления о месте, которые вряд ли можно сложить в один пазл. Вариативность сочетаний образов, заложенная в игре, обеспечивает непредвзятость и неожиданность сопоставлений. Создаёт «вопросительное» или «восклицательное» пространства, катализирующие уже индивидуальные реакции-осмысления. В этом коллажном смысловом «табло» заложен не только эвристический потенциал игрового общения, но и механизм эмоциональной солидарности, обживания общей территории памяти.
Маргарита Бард