январь – февраль 2023
Мир наполнен присутствием, но, парадоксальным образом, почувствовать и зафиксировать его мы можем, только обратившись к противоположной стороне того, что присутствует.
Для того чтобы установить связь с другим миром, рядом с нами, необходимо культивировать чувство внутреннего покоя. Это позволяет нам заглушить шум собственных мыслей и настроиться на тонкие частоты, которые существуют за пределами нашей физической сферы. С помощью высвобождения пустоты мы можем создать внутри себя пространство, восприимчивое к посланиям – с другой стороны. Выставка может стать попыткой такого. Часто нам в этом помогают вещи повседневного обихода, предоставленные сами себе. Мы оставляем их в покое, и они начинают более тонкие взаимодействия: передвигаются, отклоняются, дрожат и поют.
Наш мир – как маленький шарик внутри Вселенной иных миров и разнообразных присутствий, нарезанных и расставленных вокруг. Они живут не просто в параллельной Вселенной – между нашими мирами существует невидимая связь. Общение происходит через пустоту. Присутствие слоится в пустоте, ведь свободное пространство – это среда, которая позволяет нам устанавливать связи.
В свободном пространстве, насколько бы малым и незаметным оно ни было, происходит распространение волн и возникновение вибраций, опосредующих переход.
Подобно тому, как линии электропередач передают энергию через физическое пространство, наши психосоматические агенты могут передавать и принимать послания из такой параллельной сферы. Эта энергия течёт через нас и соединяет нас со всеми живыми существами, включая присутствия, обитающие в параллельной Вселенной. Воспитывая в себе чувство открытости и восприимчивости, мы можем подключиться к этой энергии и использовать её для связи с иным миром, отслоившимся отпечатком которого мы можем себя ощущать.
Данный проект продолжает исследования группы НИИ Собачьих Дел, направленные на взаимодействия с материальными агентностями, их попытки зафиксировать следы, неявные остатки присутствий. Стойкое желание через внимание к простым вещам повседневного быта установить или восстановить едва видимые связи и следы, к которым они отсылают.
Объектное искусство, благодаря своим специфическим изобретениям, позволяет зафиксировать силовые линии, по которым в мире передаётся энергия. Энергия пронизывает все живые существа, мир, людей, растения и распространяется через пространство.
Важно подходить к этим связям с уважением и благоговением, понимая, что мы взаимодействуем с силами, которые находятся за пределами нашего понимания. Подходя к миру таких распределённых присутствий и тонких связей, мы настраиваемся со смирением и готовностью учиться, мы можем углубить наше понимание себя и окружающей нас Вселенной. Через этот процесс общения мы можем получить понимание, руководство и освобождение нашего восприятия искусства. Такие отношения могут изменить нашу жизнь и наши отношения с окружающим миром.
В этом проекте много сказано и о нашем повседневном опыте. Ведь подобные встречи постоянно случаются с нами. Мы можем их даже не заметить, не обратить внимания на оставленные следы, не распознать голоса в темноте, отогнать прочь незнакомые и едва заметные вибрации стен. Но если мы пойдём им навстречу, то обязательно оставим свои следы на той стороне, и кто-то заметит их, пошлёт издалека нам едва заметный голос.
В этом проекте созданы все условия для того, чтобы познать и увидеть следы присутствия, которое отслаивается от нашего светящегося шара, нашей точной, привычной, светлой комнаты и летит, струится в параллельном мире.
Герман Преображенский
***
С помощью примитивной фототехники, называемой пинхол, где вместо объектива – лишь отверстие от булавки в банке с фотобумагой, художники создают серию чувственных отпечатков коломенских пространств. Вместе с узнаваемыми образами и объектами на фотоэмульсии отражаются и немного странные, как бы паранормальные, сюжеты и знаки. И что-то похожее осуществляется в звуковой/аудиальной сфере. Применяя специальное радиоустройство (именуемое ghost box), которое случайным образом сканирует частоты AM и FM диапазона, авторы представляют звук как сигналы невидимых сущностей или духов, пытающихся выйти на контакт с нами. Такими нехитрыми приспособлениями авторы выявляют, по их выражению, следы присутствия… Присутствия таинственного мира, невидимого, но вполне реального – стоит только прислушаться, присмотреться… Возможно, кому-то покажется, это лишь заигрывание с элементами так называемого полтергейста. Но это и способ художественного самовыражения – рассказать о сокровенном, субъективном восприятии мира через присутствие почти неуловимых, но интригующе завораживающих субстанций.
М. Лежень
(из кураторского текста)
Об авторах:
Арт-группа «НИИ Собачьих дел» сформирована весной 2021 года в Красноярске во время прохождения участниками лаборатории паблик-арта «Publub». Основным направлением группы является мета-научный подход, соединяющий здравый смысл и безумную фантасмагорию выдуманных историй, вдохновлённых реальными событиями. Применяют метод контингентного создания искусства (случайный порядок причинности).
Лада Ладная и Константин Росляков являются резидентами лаборатории симультанного перформанса. Персонально участвовали в спецпроектах 5-й и 6-й Уральской биеннале современного искусства и НЕМОСКВА (Манеж, СПб). Участники резиденции Биостанция, Колтуши, СПб.
Образование: ТГАКИиСТ, искусствоведение (Константин), дизайн среды и графики (Лада).